ГЛАВНАЯ
ДЕЛО ДРЕЙФУСА
РЕПЕТИЦИЯ. ДЕЙСТВИЕ 1
РЕПЕТИЦИЯ. ДЕЙСТВИЕ 2
ПРИМЕЧАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
ПРИМЕЧАНИЯ

   Содержание пьесы довольно точно  соответствует  содержанию литературы
из списка и особых пояснений не требует. Хочется отметить лишь некоторые
моменты.

   "Пропасть   действительно  была  огромная..."  -  все,  что  касается
финансовой стороны дела, см. в "Приложении".
   "Прямая обязанность вмешаться..." - юридические  тонкости и некоторые
другие  детали  отражены    книге Игнатия Закревского "По делу Дрейфуса.
Сборник  статей".  Физически  книга  не  существует, по крайней  мере, в
Российской  государственной  библиотеке  (б. им. Ленина), откуда, тем не
менее, получен ее текст. В библиотеке  имеется негативный  микрофильм, с
которого была по заказу сделана позитивная  копия, и вот  эта копия была
переписана на компакт-диск, откуда и  считана. Вот такой "Глагол времен,
металла звон."
   "...имеется  свидетельство  современника..." - А. П. Чехов в письме к
Суворину от 05.02.1893 (т. е. почти за два года до начала дела Дрейфуса)
писал о чрезмерной жестокости наказания "Лессепса и К".
   Фердинанд Лессепс - французский инженер, по инициативе  которого были
прорыты  Суэцкий  (в  1869-ом году,  вполне  благополучно)  и  Панамский
каналы. Второе их этих  предприятий, начатое в 1879-ом году, завершилось
в 1880-ом грандиозным крахом и не менее грандиозным скандалом, так что в
дальнейшем   слово   "Панама"   стало   нарицательным   как  обозначение
крупномасштабной аферы.
   "Французы  -  жестокий   народ, -  писал  Чехов. -  Но и  они находят
приговор  [пять  лет  тюрьмы  за  экономическое  преступление] не в меру
суровым  или,  по  крайней  мере,  из чувства  деликатности говорят, что
приговор им кажется суровым."
   За три года до этого Чехов побывал на острове  Сахалин, где видел все
ужасы  российской  каторги и  ссылки. Цена  его слов очень высока. Гляжу
вокруг и думаю...
   А о том,  что сказал бы Чехов, расскажи  ему кто-нибудь  про Светлану
Бахмину, даже и думать боюсь.
   "Они  всегда  прибегали  к  средствам..."  - слегка  измененные слова
одного   из  персонажей   романа  Лиона Фейхтвангера  "Семья  Опперман",
действие которого происходит в гитлеровской Германии (часть 2-ая,
"Сегодня").
   "...Чехов писал..." - в письме  Суворину  от 06.02.1898. Среди прочих
писем Чехова это  следует  признать  гениальным. То есть, читая в первый
раз, испытываешь  только  удивление, потому что для нас Чехов и Дрейфус,
современники  и, в  принципе,  ровесники  (Дрейфус  родился   в  октябре
1859-ого года,  а  Чехов  -  в январе  1860-ого) - как бы жители  разных
планет. Но, читая это письмо уже после того, как познакомишься с другими
материалами, отчетливо видишь, что в нем дано идеально  точное  описание
ситуации на февраль 1898 года: и важнейших  событий  и  обстоятельств, и
характеров  главных   действующих  лиц.  Вот  тут-то  и  понимаешь,  что
означает: "Краткость - сестра таланта."
   "...тема для отдельного рассмотрения." - Процесс Золя подробно описан
в статье А. Брусиловского и А. Вознесенского "Дело  Дрейфуса  и  процесс
Золя",  "Советская  юстиция",  №№. 1 и 7. Статья  производит  совершенно
сюрреалистическое впечатление: 1938 год - только что одни закончились, а
другие   еще   продолжаются   судебные   процессы,  уничтожающие  всякое
представление о правосудии, а тут при чтении статьи  начинает  казаться,
что величайшее  беззаконие  всех времен и народов - это дело  Дрейфуса и
процесс   Золя.   Но   факты  и   детали  приведены  очень  интересные и
согласующиеся с другими сведениями.
   "...выкатывают  пушку, рядом  с которой  встает часовой..." - Дрейфус
пишет: "пушку Гочкиса". Вот что такое профессиональный военный!
   "...заключение (...),  написанное  Анри Пуанкаре" - все, что касается
Пуанкаре, взято  з книги А. А. Тяпкина и А. С. Шибанова "Анри Пуанкаре".
В своем  роде  очень  интересно  наблюдать,  как авторы  изворачиваются,
пытаясь внушить читателю мысль о виновности  Дрейфуса и о том, что он не
так уж  страдал. Но роль Пуанкаре в деле Дрейфуса  была  именно  такова,
как и описано в пьесе.
   "...значение  дела Дрейфуса..." - во Франции  участие в деле Дрейфуса
на  той  или  другой  стороне  послужило  началом   или  концом   многих
политических карьер.
   "По результатам участия" в деле  Дрейфуса  церкви -  впрочем,  только
католической церкви - во Франции был принят  закон об  отделении церквей
от государства. Встретивший  ожесточенное сопротивление, он, однако, был
проведен в жизнь. В результате церковь в значительной мере утратила свое
влияние и никогда впоследствии его не восстановила.
   В  области  судопроизводства   дело  Дрейфуса  привело  к  тому,  что
присутствие  адвоката  на всех  допросах стало  обязательным также и для
военных учреждений, а не только для  гражданских,  как  это  было ранее.
(Что касается современной России, то, по-моему, впервые об  обязательном
участии адвоката сказано в Конституции 1993 года.)
   На церемонии  разжалования  (гражданской казни)  Дрейфуса  в качестве
корреспондента одной из  австрийских газет присутствовал "отец сионизма"
Теодор  Герцль.  Глубоко убежденный  до  этого,   что   евреям   следует
ассимилироваться  в тех странах, где они живут,  он  резко  изменил свое
мнение  и  пришел  к  выводу  о  необходимости  создания   национального
еврейского  очага.  Летом  1897 года,  когда  в том,  что  касалось дела
Дрейфуса, происходили только первые, незаметные глазу подвижки, в Базеле
состоялся  Первый  сионистский  конгресс,  выдвинувший  задачу  создания
еврейского  государства. Но прошло более 50-ти лет - излишне напоминать,
какие события  произошли за это время, - прежде чем  государство Израиль
было создано.
   Гораздо  более  близким по времени  следствием  Первого  сионистского
конгресса  стало  появление  самой  знаменитой, наверное, фальшивки всех
времен и народов - "Протоколов  сионских  мудрецов",  которая  всегда  с
неизменным успехом использовалась для разжигания вражды к евреям.
   Так что значение дела Дрейфуса действительно далеко выходит за  рамки
отдельно взятой, пусть даже очень необычной судьбы.
   "Это дело будет еще долго плохо пахнуть, чтобы не сказать -  вонять."
- А  вот  это   сказал   Виктор   Геращенко   по   поводу  дела  "ЮКОСа"
("Коммерсантъ-Власть"       №      49     (602)     от    13.12.2004 г.,
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=532906) ,   и,  надо  признать,
сказал  очень  точно  и  справедливо. И  вообще   настоящим   источником
вдохновения  для "Репетиции"  было  именно дело "ЮКОСа". И лишь потом "в
процессе  различных  процессов"  (А. Дольский) -  буквально,  в процессе
отслеживания  информации  о  судебных  процессах  по "громким" уголовным
делам, включая  дела  "ученых-шпионов",  стало понятно, что  именно дело
Дрейфуса носит более универсальный характер.

   Интересно сравнить впечатления современников от выступления Золя.
   Н. С. Русанов  в "Галерее  современных  французских знаменитостей" на
стр. 101 пишет: "Один из крупных дрейфусаров обратил мое внимание на то,
что  в  знаменитом  письме  "Я  обвиняю"  Золя,  еще  не зная в то время
подробностей  махинаций  Генерального  штаба,  поистине  с  чуткостью  и
художественной логикой великого романиста заранее  пророчески  изобразил
роль каждого из участников возмутительной судебной драмы."
   И. Закревский  на стр. 24 пишет:  "Впоследствии  оказалось,  что  все
написанное  тогда  Золя  было  далеко  не преувеличено, а скорее, как он
потом сказал, умеренно в сравнении с тем, что со временем раскрылось."
   Иными словами,  воображение  великого  писателя, работая в правильном
направлении,  оказалось бессильно   представить  все  мерзости,  которые
творились на самом деле!

 
Сайт управляется системой uCoz